30 декабря 2020

За последние годы российская кинообщественность открыла для себя региональный кинематограф. Фильмы, снятые вдали от столиц местными авторами, неожиданно ворвались на ведущие отечественные кинофестивали и одержали ряд громких побед.

В 2018 году ММКФ выиграла драма «Царь-птица» Эдуарда Новикова, спустя год Приз зрительских симпатий того же смотра достался ленте «Надо мною солнце не садится» Любови Борисовой. В 2020 году Гран-при двух ведущих национальных фестивалей — Кинотавра и Окна в Европу — были присуждены «Пугалу» Дмитрия Давыдова и «Черному снегу» Степана Бурнашева. Все эти фильмы сняты в Якутии силами якутских же кинопроизводителей. В те же годы на экраны вышли дебютные работы выпускников мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарии: «Теснота» Кантемира Балагова, «Глубокие реки» Владимира Битокова, «Мальчик русский» Александра Золотухина. Наконец, с 2019 года в Казани стартовала Межрегиональная кинопремия Золотая тарелка, которая открыла индустрии авторов из Башкортостана, Ингушетии, Дагестана, Челябинской области и других частей нашей страны. Организаторы премии отметили, что проект возник в качестве ответа на рост производства в регионах и бум короткометражного кино молодых кинематографистов: «Фильмы появились — но им сложно соревноваться в «тяжелом весе», проходить цифровую селекцию наряду с высокобюджетными проектами и более мощными ресурсами — поэтому должна была появиться своя премия».

Еще десять лет назад ленты, снятые региональными кинематографистами, были известны только узкому кругу специалистов. Тем не менее, вдали от столиц уже шел собственный кинопроцесс, плоды которого, однако, нечасто выходили за границы республик и областей. Так, основной якутский киноконцерн Сахафильм появился в начале 90-х годов, как и киностудия Башкортостан. В нулевые годы татарстанские кинематографисты выпускали, пусть и в небольших количествах, документальные, игровые и короткометражные ленты; в Сибири в это время действовали команды, производящие местную кинохронику.

В авангарде регионального кино стояла Якутия: уже в первом десятилетии текущего века она выпускала сложнопостановочные фильмы, среди которых — военные драмы «Журавли над Ильменем» и «Снайпер Саха» Никиты Аржакова. Первая лента даже была показана по федеральному телеканалу Культура в 2007 году.

Основным драйвером становления кинопроизводства в регионах стали национальные республики. И это неудивительно: именно их население порождает спрос на фильмы, где аудитория могла бы услышать с экрана родную речь. Якутский режиссёр и продюсер Любовь Борисова отметила: «В республике Саха посещаемость кинотеатров в среднем раза в два выше, чем по России в целом. Дело не только в том, что у нас любят ходить в кино. Людям интересны картины, которые отражают местный менталитет и культурные реалии. В кино ходят не только подростки, но и пожилые люди, дети». Напомним, что рост посещаемости кинотеатров в Якутии отмечал и портал ПрофиСинема в материале о локальном успехе ленты «Агент Мамбо».

На протяжении 2010 годов в регионах появлялась инфраструктура, необходимая для полноценного функционирования кинематографии. Этот процесс начался как с подачи местных властей, так и по инициативе местных подвижников, а впоследствии подключился и федеральный центр.

В конце нулевых-первой половине 2010-х годов власти ряда регионов приняли нормативные документы, касающиеся поддержки культуры, в которых говорилось и о развитии собственного кинопроизводства. В 2007 году в Иркутской области были введены меры поддержки локальной кинематографии, которая, помимо прочего, предполагала возрождение постоянного производства кинохроники – с 2013 года по настоящий день в рамках перезапущенного проекта «Кинолетопись Иркутской области «Земля у Байкала» местные авторы создали более 30 сюжетов и документальных лент.

В 2014 году Министерство культуры республики Татарстан утвердило программу развития культуры в регионе на 2014-2020 годы, в рамках которой велось производство фильмов по госзаказу, а также переоборудование и модернизация муниципальных кинотеатров, в том числе – казанского киноцентра Мир, ставшего базовой площадкой для демонстрации местных кинолент.

В 2013 году распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) утверждена Концепция развития киноиндустрии республики на 2014 – 2020 годы, предполагающая создание условий для фестивального движения, подготовки профессиональных кадров, развитие кинопроизводственных мощностей и региональной системы кинопроката.

Параллельно местные кинематографисты занимались построением необходимых для функционирования индустрии институций. В Якутии с 2012 года существует киноклуб, с 2013 года — международный кинофестиваль, с 2014 — онлайн-кинотеатр местного кино, с 2019 — Фонд поддержки якутского кино Синет Сахавуд. Тем временем в Перми международный фестиваль документального кино Флаэртиана расширял свой формат и трансформировался из конкурсного смотра в крупную индустриальную площадку: в 2010 году организаторы ввели в программу образовательную программу Flahertiana Workshop, в 2017 — международный питчинг Флаэртиана Форум, участники которого презентуют свои проекты европейским продюсерам. Среди таких проектов встречаются и работы региональных кинематографистов: например — лента «Реанимация» Станислава Ставинова и Андрея Тимощенко производства Краснодарской киностудии принимала участие в питчинге, а в 2019 году получила приз зрительских симпатий международного конкурса той же Флаэртианы.

Результат действия подобных институций виден и на примере творческой карьеры режиссера Дмитрия Давыдова, победителя Кинотавра 2020 года. По словам якутского продюсера Сарданы Савиной, молодой дебютант стал известен местному киносообществу после показа его короткометражного фильма в киноклубе. Там же он завел знакомство с кинематографистами и смог выпустить свой первый полнометражный фильм – «Костер на ветру», впоследствии показанный на международном фестивале 2016 года в корейском Пусане. Наконец, средства на производство его третьей ленты – триумфатора Кинотавра – были выделены недавно образованным частным фондом Синет Сахавуд.

Церемония закрытия 31 Открытого российского кинофестиваля Кинотавр, Дмитрий Давыдов и Валентина Романова-Чыскыырай

 

Становление необходимой инфраструктуры «на местах» способствовало и возникновению связей между региональными кинематографистами с федеральным центром. Например, именно на базе проводимых в регионах кинофестивалей ежегодно проводятся Питчинги дебютантов Молодежного центра Союза кинематографистов, в ходе которых начинающие авторы презентуют свои проекты экспертным советам, получая шанс на финансовую поддержку. Проект возник в 2013 году и поначалу проводился в Москве, но с годами охватил десятки городов. «На определенном этапе мы приняли решение, оставаясь на главной площадке в рамках Московского международного кинофестиваля, активно двигаться в регионы – там, где кинематографическая жизнь только зарождается, — рассказывает Дмитрий Якунин, исполнительный директор Молодежного центра Союза кинематографистов России. — За последние 3 года мы провели питчинги в 20 городах».

В свою очередь, участие в подобных питчингах помогает региональному проекту получить не только средства на производство, но и определенную огласку, которая способствует дальнейшему продвижению фильма к зрителю. Параллельно с формированием инфраструктуры в регионах увеличивалось и количество молодых кинематографистов. В 2019 году якутский режиссер и продюсер Любовь Борисова говорила: «Лет пять назад в республике было всего около 50 кинематографистов, половина с профессиональным образованием. Сейчас нас около сотни. Все это время в кино приходили все больше самоучки, а количество людей с дипломами остается прежним».

Приток новых кадров наблюдается и в республике Татарстан. Директор кинопремии Золотая тарелка Альбина Нафигова сообщила, что рост местного кинопроизводства происходит «в основном, за счет молодых кинематографистов. Они сами находят средства, готовы снимать за меньшие деньги, создают конкурентоспособный продукт и заряжают хорошим, творческим азартом старших коллег». По ее словам, история документального кино в Татарстане ведет отсчет еще с 1920 годов, а игровой полный метр местные авторы начали осваивать с начала 2000 годов. До 2015 года в республике снимался в среднем один фильм в 5-6 лет, а за последние пять лет регион выпустил по меньшей мере 12 полнометражных игровых картин.

Региональные проекты научились получать финансирование не только из местных, но и из федеральных источников. По словам Альбины Нафиговой, фильмы, снятые в Татарстане в последние несколько лет, были поддержаны республиканским Минкультом («Я приду» Булата Сабитова, «Водяная» Алексея Барыкина), Фондом президентских грантов («Я еще не хочу умирать» Марины Мусиенко и «Я по тебе скучаю» Марины Мусиенко и Натальи Панкратовой), а также частными инвесторами («Кире» Ильсеяр Дамаскиной и Рустама Рашитова). Многие из названных проектов были также представлены на Питчингах дебютантов. Как отметила Альбина, Питчинги дебютантов представляют собой незаменимую площадку для поддержки короткого метра. Что касается полнометражных фильмов, то призовой фонд питчинга покрывает девелопмент, кроме того, участие в этих мероприятиях значительно облегчает дальнейший поиск финансирования и последующее продвижение готовой ленты: «Например, «Водяная» Алексея Барыкина получила своего прокатчика благодаря презентации на питчинге». Региональные проекты все чаще стали появляться и на очных защитах федерального Минкульта. В 2020 году картина якутского режиссера Эдуарада Новикова «Связующая нить» была включена в резерв, а хакасская криминальная драма «Чекаго» включена в список получателей субсидий.

Так ко второй половине десятилетия региональным кинематографистам удалось установить коммуникацию друг с другом и с федеральным центром. Тем не менее, в общероссийском прокате доля картин, созданных локальными авторами, остается довольно ничтожной. Среди наиболее успешных общероссийских релизов можно выделить такие работы как бурятская криминальная драма «Решала. Нулевые», якутский триллер «Мой убийца» и татарская сказка «Водяная».

Региональные фильмы в общероссийском прокате (выборочно)

 

Фильм

Регион производства

Жанр

Прокатчик

Дата выхода

К/т

Сборы (руб)

Решала. Нулевые Бурятия криминальная
драма
ЦПШ

05.12.2019

375

16.724.039

Мой убийца Якутия триллер Кинологистика

18.02.2016

120

4 987 091

Бегство
рогатых викингов
Тюмень
(совместно
с кинокомпанией
Вверх)
комедия Кинологистика

13.06.2019

220

3 567 373

Водяная Татарстан сказка Кинологистика

14.03.2019

269

2 466 711

На
берегу мечты
Бурятия
(совместно
с кинокомпанией
РФГ)
драма RFG Distribution

28.02.2019

35

303 620

Услышь меня Красноярский край драма Кинологистика

12.03.2020

47

171 367

Пока что на общероссийском уровне судьба региональных фильмов на фестивалях складывается успешнее, нежели в прокате. Однако, серия громких побед, о которой мы упоминали в начале главы, внушает сдержанный оптимизм и по поводу кинотеатральных перспектив этих картин. Уже в следующем году на большой экран в России выходит якутская драма «Пугало» от компании ПРОвзгляд. Хочется верить, что все больше дистрибьюторов обратят внимание на самобытные фильмы, созданные вдали от столиц, и российский зритель, придя в кинозал, сможет заново открыть для себя культурное многообразие нашей страны. За минувшее десятилетие регионам удалось выстроить систему институтов и организаций, способствующих производству и продвижению собственного кинематографа на местном и федеральном уровне. В последующие годы предстоит эту систему расширять и масштабировать, а также покорять федеральный прокат и зрительскую аудиторию за пределами фестивального сообщества.

Авторы: Нина Ромодановская, Елена Трусова, Марина Озеренчук, Марина Латышева, Алексей Беззубиков

https://www.proficinema.ru/questions-problems/articles/detail.php?ID=315607

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *