16 февраля 2022

Программа «Прорыв» фокусирует внимание зрителя на якутском кинематографе середины прошлого десятилетия.

Якутское кино — самобытный очаг российского этнического кино, «малая индустрия», парадоксальным образом, сочетающая стабильность и динамичность. Возникло оно в середине восьмидесятых годов. На статус «первого якутского фильма» претендуют два опуса — короткометражка Алексея Романова «Маппа» и телефильм Анатолия Васильева «Старая Игрушка», снятые в 1986. Первый этап становления кинематографа Республики Саха пришелся на девяностые годы. Указом Президента Республики Михаила Николаева в 1992 году была учреждена национальная студия «Саха-фильм», функционирующая доныне. Характерной особенностью начального периода развития локального кинематографа стало преобладание просветительских установок над коммерческими задачами — что было обусловлено как идеологической ситуацией, так и экономическими факторами. Ставка была сделана на экранизации малой прозы классиков местной литературы. Национальное кино было призвано внести свою лепту в процесс национального строительства (самоопределения народа саха, обретения «ментальной автономии», поиска своего места в культурном пространстве новой, постсоветской России).

Наиболее заметные фильмы перовой половины 2000-х годов были сделаны выпускниками Высших курсов сценаристов и режиссеров — Никитой Аржаковым и Вячеславом Семеновым. В 2004 году в кинотеатре «Центральный» состоялась премьера первого независимого якутского фильма «Любовь моя» (реж. Сергей Потапов). Кассовый успех этой картины стимулировал появление частных компаний. Во второй половине десятилетия сложился актуальный доныне жанровый репертуар национального кинематографа, утвердилась его основная экономическая модель. Прочим жанрам публика предпочла мелодрамы, комедии и фильмы ужасов.

В основе экономической модели якутского кино лежал здравый расчет: количество потенциальных зрителей ограничено размером популяции самого народа саха (480 тысяч, согласно переписи 2010 года), затраты на проект должны быть разумными, иначе прокат не принесет ожидаемого дохода. Стандартный бюджет якутских картин второй половины 2000-х — первой половины 2010-х составлял от одного до трех миллионов рублей. Немаловажным фактором, повлиявшим на бум якутского кинематографа, была специфика местного кинопроката. Кинотеатры республики, возродившиеся после кризиса девяностых, сохранили независимость от крупных московских компаний, а потому были вправе самостоятельно строить репертуар.

Большая часть режиссеров не имела профильного образования (в лучшем случае они окончили театральный вуз). Экономическая модель определила границы их режиссерской свободы. Кинематографист имеет возможность раскрыть собственную индивидуальность в рамках сформировавшегося канона. Но европейская концепция «всевластия автора» долго не приживалась в Якутии: фильм обязан оправдывать ожидания местной публики, иначе он не окупит себя.

Этап возмужания, обретения самобытности растянулся примерно на десять лет (середина 2000-х — середина 2010-х). Судьбоносные перемены произошли в 2015—2016 годах. Якутские фильмы пробились на российские фестивали («Движение» Омск, Казанский международный фестиваль мусульманского кино, кинофестиваль в Выборге), в Сеульской синематеке была представлена первая зарубежная ретроспектива фильмов из республики Саха.

Местный кинематограф стал осознаваться — за пределами Якутии — как самобытный культурный феномен. Что повлияло на его дальнейшую фестивальную судьбу — со временем якутские режиссеры соберут солидную коллекцию фестивальных призов («Кинотавр», «Киношок», Выборг, Московский международный кинофестиваль, Карловы-Вары).

В середине прошлого десятилетия происходила смена поколений и смена творческих лидеров. Сергей Потапов снял свой последний (на данный момент) полнометражный фильм «Бог Дъесегей». В режиссуру пришла генерация новых авторов (Дмитрий Давыдов, Татьяна Эверстова, Алексей Амбросьев-мл, Прокопий Бурцев, Степан Бурнашев, Костас Марсан (Константин Данилов).

Именно в этот момент часть якутских киношников пошла на разрыв с «островным мышлением», переориентировавшись с внутренней аудитории на внешнюю. Это движение вовне (отказ от изоляционистской позиции) парадоксальным образом объединило представителей противоположных лагерей: коммерческого и авторского кино. Их фильмы в силу своей специфики не могли окупиться в локальном прокате. Стали усложняться сюжеты картин, появились неоднозначные персонажи.

Середина прошлого десятилетия — переломный момент в истории якутского кино. Оно вступило в пору творческой зрелости, получило признание за пределами региона, из узколокального феномена превратилось в значимый факт многонациональной культуры РФ.

 

 

https://terrestrialvoices.ayarkut.com/film_anashkin

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *