30 декабря 2020

На пороге следующая декада XXI века, а значит — самое подходящее время вспомнить картины, которые оказали влияние на отечественную индустрию за последние десять лет. Российское кино менялось, открывало новые имена, экспериментировало с жанрами, расширяло географию.

 

Авторы и редакторы ПрофиСинема отобрали наиболее важные, по мнению редакции, картины последних десяти лет — зрительские и фестивальные. Эти ленты задавали тренды отечественного кинематографа, меняли общий культурный ландшафт и завоевывали мировые экраны.

 

Предстоящие праздники — отличный повод пересмотреть фильмы, определившие облик современной российской кинематографии.

 

«Ёлки», 2010, режиссеры Тимур Бекмамбетов, Дмитрий Киселев, Александр Войтинский, Ярослав Чеважевский, Александр Андрющенко, Игнас Йонинас

кадр из фильма Ёлки

Незнакомые друг другу люди по цепочке, передают просьбу девочки, живущей в одном из самых западных городов России — Калининграде. В новогоднюю ночь исполнить почти несбыточное желание ребенка может помочь только президент России. Как быть услышанной, когда в твоем окружении нет никого, кто бы лично знал первого человека в стране? Но есть теория шести рукопожатий, по которой все люди на земле, от гастарбайтера до президента, знакомы между собой.

 

«Тимур Бекмамбетов — один из главных новаторов российской киноиндустрии. С его проектов начиналась история отечественных блокбастеров, ремейков и screenlife-фильмов. “Ёлки” — в числе наиболее неординарных экспериментов продюсера: Бекмамбетов выстроил картину в форме альманаха — как правило, такая структура характерна для малобюджетных некоммерческих работ — и превратил ее в популярную долгоиграющую новогоднюю франшизу. Ее эпизоды постоянно попадали в рейтинги самых кассовых отечественных релизов, а общие сборы всех семи частей и спин-оффа превысили 6 млрд рублей. Кроме того, “Ёлки” дали начало комедийному направлению в карьере Бемкамбетова — напомним, что к нему же относятся такие успешные проекты, как дилогия “Горько” и караоке-мюзикл “Самый лучший день”», — Марина Озеренчук, журналист.

 

«Метро», 2012, режиссер Антон Мегердичев

 

кадр из фильма "Метро"

В одном из тоннелей московского метро возникает трещина. Из-за нарушения герметичности перекрытия вода из Москва-реки бешеным потопом надвигается на пассажиров. Среди попавших в беду людей — врач городской больницы Андрей Гарин и его дочь Ксюша. Гарин сражается за свою жизнь и спасает ближних, в том числе — любовника своей жены. Герою придется побороть обиду, гнев и страх, чтобы выжить и вернуть семейное счастье.

«Фильм-катастрофа всегда была редкой разновидностью нашего кино — во многом из-за высокого бюджета. “Метро” — это не просто грамотное следование канонам, но и оправдавший себя расчет на специфику российской столицы. Авторы удачно выбрали литературный первоисточник, одноименный роман Дмитрия Сафонова: московский метрополитен — идеальное пространство для фантазий на подобную тему. Случись что с этой громадой, миллионы людей взаправду окажутся в настоящем кошмаре», — Марина Латышева, журналист.

«Легенда №17», 2013, режиссер Николай Лебедев

кадр из фильма Легенда №17

Номер 17 в российской сборной по хоккею навсегда закреплен за легендарным Валерием Харламовым: его именем когда-то бредил каждый мальчишка, за его выходом на лед с замиранием сердца наблюдали миллионы. Лента рассказывает вдохновляющую историю простого парня и его наставника, великого тренера Анатолия Тарасова, изменивших мир вокруг себя.

 

 

«В первой половине десятилетия байопик о советском хоккеисте Валерии Харламове задал тренд на спортивные драмы. Сейчас, спустя 7 лет, этот жанр является одним из немногих столпов российского массового кино. Пожалуй, без “Легенды 17” не было бы ни “Движения вверх” — одной из самых коммерчески успешных картин в новейшей отечественной истории, ни дилогии “Лед”, ни “Тренера” — дебютной ленты Данилы Козловского-режиссера. Конечно, не все произведения подобного жанра оказываются кинопрокатными хитами, тем не менее ни одна национальная кинематография не может существовать без собственного “портфеля” ключевых тем и художественных форм, в которых эти темы воплощаются.

Создатели “Легенды” нащупали тему, “попадающую” в сердце зрители и, что не менее важно, предопределили эстетический канон — чуть отдающее глянцем изображение; возвышенная интонация, порой балансирующая на грани пафоса; карикатурные образы соперников и реалистические фигуры вечных бюрократов — едва ли не главного препятствия героев на пути к победе. Современное российское кино постоянно пытается найти “свой” жанр — наша фантастика, наша молодежная комедия, наш хоррор. От большинства подобных попыток спустя год остается лишь строчка, затерявшаяся в сводках ЕАИС. “Легенда 17” — один из немногих примеров, когда “эксперимент, очевидно, удачный”», — Алексей Беззубиков, выпускающий редактор.

 

«Сталинград», 2013, режиссер Федор Бондарчук

 

кадр из фильма Сталинград

1942 год. Сталинград. Советское контрнаступление на немецкие части сорвано. Лишь группе разведчиков под командованием капитана Громова удается закрепиться в одном из домов, где живет 19-летняя Катя. На фоне одного из самых кровопролитных сражений в истории человечества разворачиваются истории любви и драматического противостояния характеров.

 

 

 

«Не просто первая лента российского производства, выпущенная на экраны в формате IMAX 3D, но и тот самый фильм, который вывел российскую военную драму на новый уровень – настоящее явление в кинематографе. “Сталинград” проложил дорогу целой линейке подобных фильмов — зрелищных исторических действ, за грандиозными спецэффектами и батальными сценами которых четко прослеживаются простые человеческие истории, еще более душераздирающие на фоне кровопролитных сражений», — Елена Трусова, журналист.

 

«Последний богатырь», 2017, режиссер Дмитрий Дьяченко

 

кадр из фильма Последний богатырь

Иван, обычный парень, по воле случая переносится из современной Москвы в фантастическую страну Белогорье. В этом параллельном мире живут герои русских сказок, волшебство — неотъемлемая часть быта, а спорные вопросы решаются битвой на богатырских мечах. Неожиданно Иван оказывается в самом центре борьбы светлых и темных сил, вот только непонятно, почему главная роль в происходящих событиях, по всеобщему мнению, уготована именно ему.

«Сказка, снятая российской компанией в сотрудничестве с Диснеем, стала вехой в российской киноиндустрии. По сути, это первое российское игровое кино для семейной аудитории, снятое на очень высоком уровне, где все, от сценария до продвижения, подтверждает этот статус. И кассовые сборы под 2 млрд рублей показали, что зрители оценили проект. Любителям жанра он напомнил масштабные советские постановки, а молодежь увидела современную историю с юмором и экшеном. Конечно, картина получила продолжение — сиквел выходит 1 января, а третий фильм франшизы находится в производстве», — Нина Ромодановская, главный редактор.

 

«Трудно быть богом», 2013, режиссер Алексей Герман

 

кадр из фильма Трудно быть богом

На погруженной в глухое средневековье планете находятся наблюдатели-земляне, которые пытаются бережно подправлять ход событий, не нарушая логическое развитие истории. Главный герой, Румата, осознавая свою задачу сохранения нейтралитета, тем не менее не выдерживает, когда на планете захватывает власть «черное братство», свергнувшее господство «серых», тоже отвратительных, но хоть не столь кровавых. Румата берется за меч, чтобы покарать злодеев, и тем нарушает правила и закономерности, вмешиваясь в чужой исторический процесс.

«Главный долгострой нашего кинематографа. Идея ленты возникла у режиссера в 1968 году, к моменту премьеры в 2013 ушли из жизни и он сам, и оба автора исходной повести братья Стругацкие. Фильм впервые показали на Римском кинофестивале — тогда сам Умберто Эко написал специальное эссе о том, как трудно смотреть это кино. По уровню авторской смелости (и киноязык, и интонация в разговоре о тоталитаризме, и настойчивость в производстве) картина Алексея Германа не имеет аналогов ни в советской, ни в российской истории», — Марина Латышева, журналист.

«Дурак», режиссер Юрий Быков (2014)

 

кадр из фильма Дурак

Жизни 800 человек в общежитии висят буквально на волоске из-за безразличия местных властей. В любую секунду здание может рухнуть. И кто бы мог подумать, что судьбы людей окажутся в руках простого сантехника. Но удастся ли ему что-то изменить и предотвратить катастрофу?

«”Дурак” Юрия Быкова, мастера социального кино, — не только один из важнейших фильмов минувшего десятилетия, но также эталон социальной драмы, Главный герой, вступающий в неравный бой с системой, чиновниками-взяточниками, лицемерами, а также с невежеством, безразличием, неблагодарностью и другими пороками общества, остается верен своим принципам, несмотря ни на что. Идеалист до глубины души, он идет по пути своей совести и продолжает быть Человеком с большой буквы.
Картина про сострадание и человечность, которые должны нас спасти, когда рушится весь мир, как тот самый пресловутый дом с трещиной. А фраза из фильма “Мы живем, как свиньи, и дохнем, как свиньи только потому, что мы друг другу никто!” застревает в горле от осознания, что изменить систему и людей вряд ли получится…», — Елена Трусова, журналист.

 

«Левиафан», 2014, Андрей Звягинцев

кадр из фильма "Левиафан"

Авторская интерпретация истории библейского Иова, рассказанная на материале современной России. Главный герой — живущий на севере Николай, чья привычная жизнь рушится под ударами судьбы.

 

«За последние десять лет Андрей Звягинцев снял три полнометражных фильма — “Елена” (2011), “Левиафан” (2014) и “Нелюбовь” (2017) — и любой из них мог легко войти в нашу подборку. Мы выбрали “Левиафан”, потому что именно он стал первым фильмом мастера, собравшим почти 100 млн рублей. С этого момента творчеством режиссера интересовалась широкая аудитория, а не только любители фестивального кино. Звягинцев перешел в категорию авторов, чьи работы стали обязательными к просмотру, а новые проекты, также как и мы, публика ждет с нетерпением», — Нина Ромодановская, главный редактор.

 

«Теснота», 2017, режиссер Кантемир Балагов

 

кадр из фильма Теснота

1998 год, Нальчик. Илана — подросток, которая все делает наоборот. Перечит матери. Спорит с отцом. Чинит машины в автомастерской, не вылезая из спецодежды. Встречается с парнем, который не нравится ее родителям. Пацанка и красавица, она идет своим путем и жаждет свободы, но когда в доме происходит страшная трагедия, именно Илана оказывается единственной, кто способен спасти семью. 

«В 2010 году на кафедре кино и телевидения Кабардино-Балкарского государственного университета открылась мастерская Александра Сокурова. Ее ярчайший выпускник — Кантемир Балагов, дебютная картина которого получила приз ФИПРЕССИ на Каннском фестивале 2017 года. “Теснота” не только знаменовала собой появление талантливого дебютанта, но и явила миру новую школу со своей эстетикой, темами и посылом», — Марина Озеренчук, журналист.

 

«Царь-птица», 2018, режиссер Эдуард Новиков

 

кадр из фильма Царь-птица

Якутия, 1930-е годы. В глухой тайге спокойно доживают свои дни старик Микиппэр  и его жена Оппуос. Коровы, охота, да рыбалка – вот и весь неприхотливый быт стариков. В один прекрасный день в начале зимы к ним прилетает орел. Старик со старухой не смеют прогнать его, так как орел – священная птица. Всю зиму они подкармливают орла, чтобы тот не нападал на скот. Со временем они привыкают друг к другу.

«Лента, снятая якутским режиссером Эдуардом Новиковым, взяла главный приз ММКФ, утвердив новый статус регионального кино. Долгое время фильмы, снятые в республиках и областях страны усилиями местных энтузиастов, пребывали в безвестности, и знал о них лишь узкий круг специалистов. Порой такие картины даже выходили на международный уровень — например, “Костер на ветру” Дмитрия Давыдова, показанный на фестивале в Пусане — но все равно не попадали в повестку на уровне федеральном. “Царь-птица” доказала, что региональное кино достигло зрелости и готово стать полноценной составляющей отечественного кинопроцесса. После триумфа этой ленты региональные фильмы стали постоянными участниками ведущих российских смотров: в 2019 году “Надо мною солнце не садится” Любови Борисовой получил Приз зрительских симпатий ММКФ, а “Нет бога кроме меня” Дмитрия Давыдова был отобран на Окно в Европу; в 2020 году “Пугало” того же Давыдова получило Гран-при Кинотавра, а “Черный снег” Степана Бурнашева — главный приз в Выборге. Судя по всему, в скором времени региональные ленты займут свою нишу и в общероссийском прокате — пока что до него добирались немногие проекты — например, якутский триллер “Мой убийца” или татарская сказка “Водяная”. “Царь-птица” обратила внимание на тот факт, что российское кинопроизводство не ограничено двумя столицами и дала понять, какой кинематографический потенциал таит в себе наша страна» — Алексей Беззубиков, выпускающий редактор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *